Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
Наименование географических объектов
Ежедневно каждый из нас упоминает в обычной речи несколько, а то и несколько десятков географических названий. Не задумываясь, мы произносим их, записываем, ищем на карте или в Интернете. А между тем любое из них практически уникально. Малейшая неточность - и свидетельство о рождении ребенка, например, может стать недействительным, а оперативный доступ к информации для миллионов пользователей интернет-сети - невозможным. Географические названия - это не просто обозначения на карте, это своеобразный код доступа к другим источникам информации, а их унификация позволяет употреблять их в любых документах: законодательных, правительственных, просто служебных, в деятельности органов административного управления, транспорта, связи, в научных, учебных, информационных и других изданиях. Простые названия мест и топографических элементов, например: Россия, Алтайский край, город Орел, озеро Байкал или Кавказский хребет, в условиях цифрового мира являются элементами доступа к глобальным базам информации и способствуют интеграции цифровых данных в любые отрасли. Сегодня без доступа к цифровой информации невозможно оперативное принятие решений ни на рядовом, пользовательском уровне, ни на государственном, как невозможно сотрудничество между местными, национальными и международными организациями и т. д.

Законодательство РФ в области наименований географических объектов основывается на Конституции РФ, Федеральном законе от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» в редакции принятого 27 октября 2008 года Федерального закона № 191-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О наименованиях географических объектов»» и принятых в целях реализации данного Федерального закона нормативных правовых актах Российской Федерации.

Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» устанавливает правовые основы деятельности в области присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов, а также нормализации употребления, регистрации и учета наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации.

На федеральном и местном уровнях достоверные географические названия имеют сугубо прикладное значение для очень многих отраслей. Планирование стратегии устойчивого развития национальной экономики, сохранение исторического и культурного наследия народов нашей страны, охрана окружающей среды, организация системы связи и средств массовой информации, координация служб экстренной помощи - и это далеко не полный перечень.

Сбор и систематизацию географических названий на федеральном уровне проводит Роскартография. Создан и постоянно пополняется Государственный каталог географических названий, где регистрируются наименования географических объектов (присваивается регистрационный номер, указываются географические координаты и ранее существовавшие наименования этого объекта). Системный каталог ведется в форме перечня с указанием дополнительной информации об объекте.

Десятилетняя практика применения Федерального закона «О наименованиях географических объектов» подтвердила важность и правильность вектора государственной политики в этой области, а также дала возможность внести необходимые изменения, продиктованные жизнью. В чем же суть изменений, принятых Федеральным законом?
Уточнение основных понятий, используемых в законе
Термин «поселение» заменен на «населенный пункт» - в целях исключения смешения понятий, применяемых в различных отраслях законодательства.

Дополнительно к районам и волостям административно-территориальных образований (единиц), включены в перечень административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы), статус и границы которых устанавливаются законодательством субъектов РФ об их административно-территориальном устройстве. Сделано это с целью установления равнозначности географических объектов по статусу.

Дополнительно включены в перечень географических объектов речные порты.

Законом вводится новое понятие - «нормализованное наименование географического объекта» и устанавливаются полномочия Правительства РФ в части регулирования этой сферы.
Уточнение сферы действия закона
В практической деятельности по присвоению наименований географическим объектам и их переименованию возникала неоднозначность понимания в случаях, когда эти объекты располагались в населенных пунктах. Так, сфера действия Федерального закона не распространялась на деятельность в области установления наименований географическим объектам, расположенным в городах и других поселениях. Законодатель снял эту проблему, указав, что объекты, названные в статье 1 Федерального закона являются географическими вне зависимости от их местоположения.
Приведение норм закона в соответствие с изменениями в законодательстве Российской Федерации
В части дополнения положениями о порядке присвоения наименований и переименования субъектов Российской Федерации (Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и постановление Конституционного суда Российской Федерации от 28.11.1995 № 15-II «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации»).

В части присвоения наименований морским портам, железнодорожным станциям, речным портам, аэропортам и их переименования (Федеральный закон от 8.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В части закрепления полномочий по принятию нормативных правовых актов за федеральными органами исполнительной власти (Федеральный закон от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации»), а именно, что порядок рассмотрения предложений о присвоении наименований географическим объектам и их переименовании, порядок регистрации и учета наименований географических объектов, издания словарей и справочников наименований географических объектов, а также выполнения работ по созданию Государственного каталога географических названий и его ведение устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Устранение неоднозначности
Законодатель заменил термин «территориальное образование» на термин «административно-территориальное образование (административно-территориальная единица)» и в статье 1 приводит полный их перечень. Ранее не допускалось присвоение одного и того же наименования нескольким однородным географическим объектам в пределах территориального образования. Однако Роскартография и субъекты Российской Федерации не всегда приходили к одному мнению: какое образование считать территориальным - населенный пункт, район или субъект Российской Федерации? В результате имели место случаи, когда в субъекте Российской Федерации в пределах района находились несколько населенных пунктов, у которых было одно и то же наименование.

Не всегда гладко шло решение вопросов нормализации наименований географических объектов. Так, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» определено, что законом субъекта РФ устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения. В случае изменения субъектом РФ типа (категории) населенного пункта само наименование населенного пункта субъект не вправе изменить, так как в соответствии с Конституцией наименования географических объектов находятся в ведении Российской Федерации. Например, при изменении субъектом Российской Федерации категории населенного пункта поселка Ивановский на село, собственное наименование села остается без изменения - село Ивановский. В этом случае наименование населенного пункта оказывалось не соответствующим нормам русского языка и подлежало нормализации.

Законодатель определяет, что нормализация наименований географических объектов на русском языке осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Федеральным законом определено, что порядок установления нормализованных наименований географических объектов определяется Правительством Российской Федерации. Реализация этого положения требует принятия нормативного правового акта, определяющего порядок установления нормализованных наименований географических объектов.

Сегодня законом уточнен порядок присвоения наименований железнодорожным станциям, морским и речным портам, аэропортам, республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам, столицам и административным центрам субъектов РФ, городам.
Что мы имеем в результате?
По новому закону предложение о присвоении наименования или переименовании географического объекта могут вносить граждане РФ и юридические лица.

Такие предложения направляются в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, на территории которого расположен этот географический объект.

Вместе с предложением должны направляться обосновывающие документы (в том числе решение органа местного самоуправления, на территории которого расположен этот объект, и мнение населения об этом предложении), а также расчет затрат на реализацию этого предложения.

Законодательный орган рассмотрит предложение и в случае одобрения проинформирует население соответствующей территории о необходимых затратах на реализацию этого предложения.

При положительном мнении населения законодательный орган субъекта направляет предложение на экспертизу (на предмет соответствия его законодательству РФ, а также нормам и правилам русского языка) в Федеральное агентство геодезии и картографии.

Положительная экспертиза дает основание для подготовки проекта нормативного правового акта о присвоении наименования географическому объекту или о его переименовании.

Присвоение наименований республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам и их переименование осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральным конституционным законом. Новый закон известит об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. В нем (законе) должны содержаться положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта Российской Федерации и др. положения.

Присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов Российской Федерации и их переименование осуществляются федеральными законами, а всем другим населенным пунктам - Правительством Российской Федерации по представлениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области наименований географических объектов, осуществляется присвоение наименований железнодорожным станциям, морским портам, речным портам, аэропортам, географическим объектам в пределах внутренних вод, географическим объектам территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, географическим объектам, открытым или выделенным российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики, или переименование указанных географических объектов.

Переименование географического объекта Российской Федерации по представлению субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для полноты информации хочется обратить внимание на тот факт, что законодатель оставил в законе в полном объеме нормы о том, как собирается первичная информация о наименованиях географических объектов и в каких случаях допускается их переименование.

Существующие наименования географических объектов выявляются в соответствии с данными официальных картографических и справочных изданий, посредством опроса населения соответствующих территорий, а также краеведов и других специалистов.

Безусловно, есть случаи, когда переименование географического объекта не только допускается, но и приветствуется. Например, если в пределах одного территориального образования есть два или более географических объекта с одним наименованием. Или обозначение дано аббревиатурой, номером или словосочетанием, которое не может быть наименованием географического объекта.

Переименование допускается также в целях возвращения наименований, широко известных в прошлом и настоящем.

В заключение следует отметить, что действие Федерального закона «О наименованиях географических объектов» распространяется только на территорию Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики.

Написание наименований географических объектов на иностранных территориях определяется другими нормативными актами. Как правило, это документы, которое устанавливают правила передачи наименований с иностранного языка на русский язык.
Е. Бредихин, начальник отдела картографических работ и географических названий Роскартографии
Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра