Состав цифрового картографического аэросъемочного комплекса DMC
Бортовой аэросъемочный комплекс включает:

- цифровую съемочную камеру DMC, состоящую из:
- оптического блока,
- электронного блока оптической части,
- гироплатформы с комплектом переходных колец; - накопители информации (FDS - внешние накопители на съемных магнитных дисках или SSDC - съемная флэш-память в зависимости от комплектации);
- компьютер управления;
- дисплей оператора с клавиатурой;
- дисплей штурмана;
- дистрибьютор питания.
Конструкция картографической съемочной системы DMC

Цифровая камера DMC сертифицирована по стандарт
Сертификат
Для повышения информативности получаемых изображений, съемка ведется в нескольких спектральных зонах.
С целью достижения высоких геометрических свойств изображения цифровая съемочная система DMC включает в себя (Рис. 2):
- 4 цифровые камеры (объективы в центре: PAN1, PAN2, PAN3, PAN4) строят изображение высокого разрешения в панхроматическом режиме. Оптические оси объективов ориентированы под определенным углом конвергенции, поэтому исходное изображение получается разделенным на 4 части (каждый объектив отображает свой участок местности). Разрешением панхроматических каналов в конечном итоге определяется пространственное разрешение цифрового аэроснимка;
- 4 цифровых камеры (внешние объективы) с параллельно ориентированными оптическими осями ведут съемку в раздельных спектральных зонах - в ближнем ИК (MS1 NIR), синем (MS2 BLUE), красном (MS3 RED) и зеленом (MS4 GREEN) диапазонах. Изображение в данном случае строится по всему полю кадра. Разрешением этих каналов определяется радиометрическое (цветовое) разрешение аэроснимка.

- панхроматическое (PAN) изображение.tif;
- цветное (RGB) изображение.tif;
- синтезированное изображение с подключением;
- ближнего ИК диапазона (CIR).tif.
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАМЕРЫ Z/I IMAGING DMC | |
| Изготовитель | Intergraph Corp (США) |
| Размер панхроматического изображения (поперек × вдоль полета), пиксель | 13824 × 7680 |
| Размер элемента изображения, мкм | 12 |
| Фокусное расстояние объективов для панхроматического канала, мм | 120 |
| Относительное отверстие объективов | 4.0 |
| Угол обзора (поперек х вдоль полета), град. | 69.3 × 42 |
| Цветовые каналы и спектральные зоны пропускания светофильтров, нм | синий - 400-580 |
| зеленый - 500-650 | |
| красный - 590-675 | |
| инфракрасный - 675-850 или 740-850 | |
| Динамический диапазон чувствительности, бит | 12 |
| Диапазон выдержек, сек. | 1/50-1/300 |
| Размер пикселя на земле при съемке с высоты 1000 м, см | 12 |
| Минимальный интервал съемки, сек. | 2.1 |
| Наличие компенсации сдвига изображения | есть |
| Максимальная емкость одного сменного накопителя информации, Гб | 4400 |
| Наличие гиростабилизирующей платформы | есть |
Технологические параметры цифрового съемочного картографического комплекса DMC
- проектирования аэросъемки;
- выполнения аэросъемочных работ;
- обработки полученных результатов.
В результате проектирования выходными данными являются файлы для бортовой навигационной системы формата .AFL и .APF (внутренний формат для управления аэросъемочным процессом в полете). Также создается текстовый
Внедрение современных высокоточных и высокопроизводительных средств аэрофотосъемки является одним из основных направлений повышения качества, сокращения сроков и снижения затрат при обеспечении актуальными пространственными данными Государственного кадастра объектов недвижимости, государственного мониторинга земель, государственной кадастровой оценки, государственного земельного контроля и землеустройства.
В соответствии с принятой концепцией развития производства в 2007 году компания «Меридиан+» приступила к модернизации парка аэросъемочного оборудования. В этих целях были приобретены два цифровых картографических аэросъемочных
На сегодняшний день компания «Меридиан+» является единственным в России обладателем цифрового аэросъемочного комплекса DMC (Digital Mapping Camera - цифровая картографическая камера).
Анализ полученных материалов аэросъемки показывает, что они в полной мере соответствуют требованиям
Первичная постобработка снимков осуществляется в следующих приложениях:
- Z/I Mission;
- DMC Postprocessing;
- DMC Image Analyst.

Обработка отснятого материала
Коррекция контраста, цвета, тона полученных в DMC Postprocessing панхроматических, цветных и синтезированных

Производственное использование цифрового картографического съемочного комплекса DMC

Для сокращения объемов полевых работ по планововысотной привязке аэроснимков на борту устанавливается двухчастотный


Опыт производственной эксплуатации цифрового картографического съемочного комплекса DMC
| ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КАМЕРАЛЬНЫХ РАБОТ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ СЪЕМОЧНОЙ СИСТЕМЫ | ||||
| Камеральный процесс | Основные программы | Функции | Входные данные | Выходные данные |
| Планирование аэросъемочных маршрутов | Z/I Mission Planning | Проектирование аэросъемочных маршрутов Расчет параметров аэросъемки | DTM GeoTIF .dgn .dxf .tab .dwg | AFL, .APF- файлы для бортовой навигационной системы; ASCII |
| Обработка аэросъемочных данных | Z/I Mission | Создание проекта PS Project для обработки в DMC Postprocessing (выбор необходимых снимков, системы координат и т.д.) | IInflightData .mdb | Текстовый ASCII отчет, содержащий фактические параметры аэросъемки (фактическая высота полета, масштаб и пр.) и оценочные элементы внешнего ориентирования снимков (координаты центров проекций и углы φ, ω, κ) .dgn |
| DMC Postpro ces-sing | Формирование единого файла изображения, его геометрическая и радиометрическая коррекция | Данные FDS- и SSDC-накопителей, созданный в Z/I Mission проект .dgn, калибровочные данные камеры | Панхроматическое, цветное, синтезированное ИК-изображение 8- и 12- битной разрядности .tif | |
| DMC Image Analyst | Коррекция контрасцветное, цвета, тона, создание Lookup Tables (LUT) 8- or 12-битной разрядности | Панхроматическое, цветное, синтезированное ИК, изображение 8- и 12- битной разрядност .tif | Откорректированное панхроматическое, цветное, синтезированное ИК-изображение 8- и 12- битной разрядности .tif gray_8lut gray_12lut rgb_8 lut rgb_12 lut | |
Среди основных достоинств камеры DMC следует отметить следующие:
- исключение из технологического производственного цикла процессов фотохимической обработки и сканирования аэроснимков;
- возможность одновременного получения различных видов информации: по материалам одного вылета, а именно: панхроматическое, цветное и спектрозональное (с подключением ближнего
ИК-диапазона) изображение; - отсутствие шумов пленки, возникающих в процессе фотохимической обработки и дополнительных погрешностей при сканировании аналоговых аэроснимков;
- отсутствие погрешностей, связанных с деформацией фотоматериала;
- лучшие по сравнению со сканированными аналоговыми фотоматериалами
частотно-контрастные характеристики (тон, цвет, четкость, контраст и др.) материалов цифровой аэросъемки; - широкий динамический диапазон, обеспечивающий приемлемое качество аэроснимков при работе в относительно неблагоприятных погодных условиях (например, под облачностью), хорошая проработка в тенях;
- исключения из цикла фотограмметрической обработки процесса внутреннего ориентирования снимков (калибровочные данные камеры DMC известны с высокой точностью, и в процессе постобработки снимки приводятся к идеальному случаю съемки);
- экономичность: к примеру, для составления планов
М1:2000 аналоговая аэросъемка, как правило, выполняется в масштабе1:12 000, а благодаря улучшенным геометрическим и фотометрическим свойствам цифровых аэроснимков, составление планов указанного масштаба возможно по материалам съемки масштаба1:17 000; - технологичность производственных процессов обработки материалов (например, возможность автоматизированного создания накидных монтажей).

- отсутствие высоконадежных способов хранения цифровых данных (в настоящее время данные хранятся на съемных магнитных дисках HDD, которые не всегда отличаются стабильностью работы и применение данных носителей связано с определенным риском потери записанной информации);
- увеличение числа снимков по сравнению с аналоговой съемкой за счет уменьшения формата кадра (приведенный формат кадра DMC составляет 9 × 16 см по сравнению с форматом 23 × 23 см пленочной камеры LMK или MRB);
- сложность в эксплуатации, так как работа с камерой DMC связана с повышенными требованиями к внешним условиям ее работы (стабильность электропитания, температурные условия на борту и т. д.) и высокой квалификацией операторов;
- недостаточная интегрированность с другим программным обеспечением (данные аэросъемки нельзя обработать с помощью программных комплексов других производителей), вследствие чего возникает зависимость от конкретного производителя программного обеспечения.
Ирина Александровна Бродская, инженер отдела аэрофотосъемочных работ









