Информационно-аналитический журнал о землеустройстве, геодезии, картографии и навигации «Земельный Вестник Московской области»
 → услуги Росреестра → регистрация прав
Как зарегистрировать право собственности на объект индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке
Упрощенный порядок применяется при государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом, имеющий не более трех этажей и предназначенный для проживания одной семьи), создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Последовательность действий заявителя

Для вашего удобства вы можете подать заявление о регистрации прав одновременно с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет.

Узнайте подробнее о кадастровом учете объектов индивидуального жилищного строительства на сайте Росреестра, у специалистов в офисе Росреестра, Кадастровой палаты и МФЦ.

Какие документы необходимы

1. Заявление правообладателя или его представителя о государственной регистрации права собственности. Если с заявлением обращается представитель заявителя, необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность. Бланк заявления можно скачать на сайте Росреестра, получить в офисе Росреестра, Кадастровой палаты и МФЦ.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

3. Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества. Документ не представляется, если право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке.

4. Разрешение на строительство в случае, если объект является объектом незавершенного строительства. Если документ не представлен заявителем, он запрашивается Росреестром самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Государственная регистрация права на объект индивидуального жилищного строительства не допускается, если сведения о земельном участке, на котором расположен объект, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости (ГКН), кроме следующих случаев:

  • право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке;

  • земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и представлено заключение органа местного самоуправления или городского округа, подтверждающее, что объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.
Заявитель по желанию может представить документ об уплате государственной пошлины. Если подтверждение об уплате пошлины не было получено от заявителя, Росреестр запросит его в рамках системы межведомственного информационного взаимодействия*. Если информация об уплате отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, документы для регистрации прав не рассматриваются и будут возвращены заявителю.

* Возможность получения подтверждения об уплате государственной пошлины в порядке межведомственного взаимодействия уточните на сайте Росреестра, у оператора центра телефонного обслуживания или у специалиста в офисе.

Сроки предоставления и стоимость услуги

За регистрацию прав физического лица на объект индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке взимается государственная пошлина 200 руб.

Свидетельство о государственной регистрации права (оригинал) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) по выбору заявителя выдается ему в срок не более 18 календарных дней со дня приема заявления и документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Свидетельство или выписка из ЕГРП могут быть выданы лично или направлены почтовым отправлением при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав. Выписка из ЕГРП также может быть направлена в форме электронного документа.

Если принято решение об отказе в государственной регистрации, сообщение о таком отказе должно быть направлено заявителю в срок не более 5 дней после окончания установленного срока регистрации.

Если заявление и документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены одновременно с заявлением о постановке объекта индивидуального жилищного строительства на государственный кадастровый учет, срок исчисляется со дня внесения в ГКН сведений о соответствующем объекте недвижимости.

Возможные причины для приостановления государственной регистрации прав:
  • возникновение у государственного регистратора сомнений в подлинности представленных документов;

  • письменное заявление заявителя;

  • отсутствие необходимых документов или сведений, запрашиваемых по межведомственным запросам;

  • поступление определения или решения суда, в том числе о запрете осуществления регистрационных действий.
Возможные причины для отказа в государственной регистрации:
  • с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо;

  • представленные документы не соответствуют требованиям законодательства;

  • не представлены документы, необходимые для государственной регистрации, если обязанность по их представлению лежит на заявителе;

  • имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами;

  • ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Для получения подробной информации посетите сайт Росреестра или обратитесь к специалисту в офисе.

Как подать документы

Зарегистрировать право собственности на объект индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке можно любым из предложенных способов:

1. Обратиться в офис Росреестра или Кадастровой палаты.

Запишитесь на прием заранее:
  • на официальном сайте Росреестра в разделе «Офисы и приемные»;

  • по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра.
2. Подать документы в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Удостоверьтесь, что МФЦ предоставляет данную услугу.

3. Отправить нотариально заверенные документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в офис Росреестра или Кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

4. Подать заявление и необходимые документы, подписанные электронной подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги»*.

* Возможность предоставления документов на данную услугу в электронном виде уточните на сайте Росреестра, у оператора центра телефонного обслуживания или у специалиста в офисе.

Вы можете оперативно отслеживать статус рассмотрения своего заявления с помощью электронного сервиса «Проверка статуса запроса» на сайте Росреестра независимо от того, каким способом вы подали документы.

Управление мониторинга и повышения качества государственных услуг Росреестра
Портал государственных услуг Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Колледж Геодезии и Картографии МИИГАиК Московская областная Дума Министерство имущественных отношений Московской области
услуги Росреестра